Отправлено : Pavel.A100NF (ныне v850), 12 Мая 2005 15:36:30    

Предистория данного действа такова:

Машинку я купил с уверенно горящей лампой CE, ошибки указывали на систему дополнительной подачи воздуха (СДВ) (насос-клапан-реле), которая дует в выпускной коллектор и вроде как облегчает жизнь катализатору а заодно и окружающей среде. ОБД-коды говорили, что кирдык всей системе и рисовали один код (P0410 - Secondary Air Injection System Mailfunction), вольвовские коды были более красноречивыми, но я их не помню. Как и положено по науке, их было два - один говорил про насос, а второй был его стандартным компаньоном, говорившим толи о плохом потоке, толи об общем отказе.

Броситься менять насос меня уверенно удерживал тот факт, что после стирания кодов они появлялись вновь не сразу, а через некоторое время (30-50-100 км пробега), причем исключительно на прогретой машине (а ведь на каждом углу написано, что воздушный насос работает несколько минут если температура охлаждающей жидкости не достигла 30 градусов (не уверен) и машина начала движение). На дворе была зима, лезть в машину с тестером категорически не хотелось, решил дождаться теплых времен, тем более, что особого влияния система дополнительного воздуха на поведение машины не оказывает (ЭТО Я ТОГДА ТАК ДУМАЛ).

Прекрасную статью по замене насоса на вольвоспиде я прочитал, но как выяснилось потом, невнимательно.

Время шло, быт засасывал и я как-то подзабил на это дело, но с появлением у меня палма с адаптером я стал его довольно часто втыкать в обд-разъем (благо палм всегда валяется в сумке). Однажды до меня наконец-то доперло: при наличии ошибок по моему любимому насосу отключается адаптация!!! Значит, все таки мне не казалось, что после стирания ошибок машина лучше едет:-))). Машина не просто плюет на лямбду, а активно беднит смесь, сигнал с лямбды стабильно стоит на нижней границе. Тут то я решил приступить к активным действиям, сознание того, что машина может ехать чуть лучше уже не давало мне покоя:-))).

Уселся читать вадис. Прояснение начало приходить, непонятки с тем, что ошибка появляется спустя-погодя после стирания перестали быть непонятками. Оказывается, мозги проверяют воздушную систему косвенно, по лямбде, грубо говоря. Как это происходит (немножко навру, наверное, но суть приблизительно изложу): Когда мозгам нечего делать и они скучают, они решают проверить систему подачи воздуха, для этого они начинают богатить смесь и смотрят на лямбду, которая честно говорит, что смесь богатая, тогда мозги включают воздушный насос и смотрят, насколько обеднилась смесь, если ни фига не обеднилась - ошибки по насосу, клапану и т.д., если обеднилась, но мало - еще какие-то ошибки типа плохой поток. Происходит такая автоматическая проверка на ХХ, когда машина стоит и долго молотит на месте.

Из личного опыта могу добавить, что система подачи доп. воздуха работает не только при прогреве, но и на ходу на горячей машине. Происходит это при резком сбросе газа после интенсивного разгона. Логика понятна - при отпускании педали воздух перекрывается раньше, чем перестают писать форсунки (сигнал-то должен пройти) и в выпускной кратковременно выбрасывается очень богатая смесь. Вот в этот момент (правильнее сказать - в тот момент, когда мозги понимают, что заслонка закрылась) насос снова стартует, и если смесь не обеднилась так быстро, как ожидают мозги - появится ошибка СДВ.

И так, ясно - дело именно в СДВ, а не в каких-то косвенных причинах. Активным тестом пощелкал реле - работает, но насос не включается, значит - кирдык ему. Но почему? Работает он немного, должен быть вечным. Да плюс опыт опелистов с мотором X20XEV (2-х литровая 16-ти клапанная четверка, имеет СДВ, в огромных количествах стоящая на Вектрах и Омегах). Отказов у них - единицы, а ведь машин таких на два порядка больше, чем вольв.

Тут пришло время вспомнить про статью на вольвоспиде, которую я внимательно (на этот раз) прочитал. Оказывается, клапан, пускающий поток от насоса в выпускной коллектор, на первых машинах с СДВ (а это как раз последние 850, может быть еще ранние S70), был поганый и со временем начинал плохо закрываться и пропускать выхлоп к неработающему насосу. Со временем в насосе образовывался конденсат (нагрев-остывание), а стоит насос в самом низу и все в себе прекрасно накапливает. Накапливается столько, что насос просто заливает и коротит мотор. Прекрасная конструкция! Вольво однозначно получает зачОт за гениальную техническую разработку! Очевидно Швеция в момент разработки находилась в глубокой информационной блокаде, раз не ознакомилась с опытом коллег в данной области (На америкосе данную систему я видел на машине 91 года.

Итак, в гибели насоса виновен клапан и замена насоса (что рекомендовали сделать пред. хозяину моей машины у одного из дилеров (не будем показывать пальцем) - пустая трата денег без замены клапана (насос через какое-то время снова будет убит).

В дальнейшем клапан был модернизирован и стал держать нормально.

Сказано-сделано, клапан заказан и куплен за 145 уев. Куплен был оригинал, а зря... Единственным производителем и клапанов, и насосов является пирбург, если на клапане разница в цене небольшая, то на насосе (на котором, кстати, упоминаний про вольво нет никаких, только пирбург) - маманегорюй!

Ну, думаю, поменяю клапан, сниму насос и буду его ломать! Надеялся повторить операцию с вентилятором печки, где очень здорово ставится моторчик Бош:-).

Руководствуясь вольвоспидом, снятие заняло у меня 15 минут. Принес домой и стал ломать потихоньку. Разочарования постигали одно за другим. Весь облился водой, что была внутри.

Корпус заклепан алюминиевыми шпильками. Высверлил. Сняв первую крышку (куда подходит патрубок от воздушного фильтра) я долго сидел и пялился пытаясь понять, в чем дело: внутри насоса было довольно много ПЕСКА. Откуда? Оттуда, блин, с улицы!! Конденсат прилично заполнив насос, замерзает в нем зимой и распирает корпус - в появившиеся щели и летит песок. Тает - закрывается - чисто устрица какая-то. Если насос накернился, не ездите на такой машине зимой!

Хорошо, хоть что вместе с выхлопными газами в насос летят масляные пары, которые приклеивают песчинки к стенкам, а то бы пришлось  потом этот песок выгребать из цилиндров и ката (ну это скорее шутка - клапан-то все время закрыт, только давление выпуска его и приоткрывает).

О чем это я... ах, ну да, разбираем насос. Когда крышка была снята, я увидел собственно турбину, причем даже две. От ихнего вида мне стало грустно, т.к. цена насоса сразу стала казаться более обоснованной. Турбины были алюминиевыми, очень тонкими и легкими. Снятие их с вала неповрежденными представлялось крайне маловероятным, никакими съемниками цепляться не за что.

Дальше следовало бы описать, как я матерясь два часа молотил молотком по валу мотора, пытаясь снять турбины... но, скажу лишь, что к 12 часам ночи интерес к переборке насоса у меня угас полностью, а турбины сдвинулись на 3 мм. (кстати, забыл сказать, все это делалось из интереса, а не с целью сэкономить 3 доллара, я вернул выбитый палец правой руки на место, включил комп, залез в экзист и заказал себе новый насос (пирбург) за 250 уев.

Установка всего на место прошла гладко, единственное, что стоит отметить, что шланг идущий от насоса к клапану сильно дубеет у клапана (температура), по-хорошему его тоже надо бы поменять, но у меня конец сохранил эластичность, необходимую для одевания-снимания и я оставил старый.

Все. Машина едет, ошибок нет.

З.Ы. Кстати, долго не могли найти где сечет выпускной - звук есть, а следов прорыва газов нигде нет. Так вот это звук издавал плохой клапан.

Павел

***

Взаимозаменяемость насосов и вакуумных клапанов. PULSAIR - дополнительный насос и обратный вакуумный клапан .

***